У кафедральному соборі відбулася перша Пасія

Розміщено на Бер 28, 2021 в Новини єпархії

Эта запись также доступна на: Russian

28 березня 2021 року, у неділю ввечері, у Вознесенському кафедральному соборі була здійснена перша в цьому році служба святих Страстей Христових – Пасія.

Богослужіння очолив митрополит Ізюмський і Куп’янський Єлисей у співслужінні кліриків кафедрального собору.

Після закінчення Пасії Високопреосвященніший Єлисей звернувся до парафіян з повчальним словом, присвяченим хресним стражданням Христа Спасителя: «Мы с вами стоим у Распятия, мысленно перенося себя на Голгофу, вместе со Христом переживая те муки и страдания, которые вынес Сын Человеческий за нас и нашего ради спасения. Повествования о страданиях и смерти Господа предлагаются не только для того, чтобы мы могли, преклоняясь пред величием Его подвига, прославлять неизреченную божественную любовь и благость. Они, сохранив многие подробности тех событий, побуждают нас оглянуться мысленно на самих себя, на наше собственное поведение и поступки. Вспоминая об участниках и свидетелях тех страшных событий, пройдем молча мимо мрачных образов Иуды-предателя, жестоких первосвященников Анны и Каиафы, мимо жалкого в своей самоуверенности Пилата, мимо обуянных слепой ненавистью и жаждой крови фанатиков, кричавших: «распни, распни Его…» Остановим наше внимание на тех, кто несомненно любили Господа, заботились о Нем, уверяли Его в своей верности (Мк. 14:31) и конечно хотели оставаться Ему верными. Что сталось с ними в час испытаний, когда над ними нависла опасность – в случае исповедания этой верности разделить, быть может, участь своего Учителя? «Тогда,– говорит Евангелист, – все ученики, оставивши Его, бежали». Еще недавно говоривший: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь», теперь «отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека». Для чего святое Слово Божие поведало нам об этом прискорбном отречении? Конечно же не для того, чтобы мы дерзнули осудить за минутную слабость того, кого Сам Господь прославил за его твердую, как скала, веру; кто засвидетельствовал свою подлинную любовь ко Христу и свою преданность Ему мученической смертью за Его святое Имя. Упоминание об отречении апостола Петра и о боязливости других учеников сделано для того, чтобы мы всегда помнили о нашей собственной слабости, о нашем малодушии. В минуты слабости, проявленной Петром, Господь обратил на него Свой всевидящий взор. И во взоре этом не было ни гнева, ни осуждения, ни укора, а была лишь безграничная любовь и великое сострадание. И этот неосуждающий, но врачующий душу взор Христов проник в сердце Петра и произвел в нем ту спасительную перемену, после которой началась новая жизнь его, жизнь великого благовестника и первоверховного Апостола. Не происходит ли иногда и с нами нечто подобное тому, что было когда-то с Симоном-Петром? Не чувствуем ли, что и на нас в минуты нашей слабости и близости к падению обращен кроткий, любящий, не судящий, но жалеющий взор Господа Иисуса Христа? И если чувствуем, то неужели не откликнемся на него чувством искреннего раскаяния и мольбой о помощи? Пережив часы духовного очищения в дни Великого Поста и Страстной седмицы, встретить грядущий день Светлого Христова Воскресения в радости о Господе, нас возлюбившем, и в твердой решимости – стать и до конца жизни нашей быть верными свидетелями о Нем и словом и делом».

Примітка

Пасія – (лат. «страждання») – особливе богослужбове послідування, що здійснюється Великим постом в недільні дні ввечері, на якому читаються тексти Євангелія, що розповідають про страждання Христа.

Це найпізніша за часом виникнення православна служба була складена в середині XVII століття митрополитом Київським Петром (Могилою), творцем багатьох літургійних форм.

Послідовання пасії буває 4 рази на рік (по числу євангелістів): в другу, третю, четверту і п’яту неділю (або п’ятницю) Великого посту, вечорами. За кожною пасією прочитуються євангельські оповіді про страждання Христа: на першій – 26 і 27 глави від Матфея, на другий – 14 і 15 від Марка, на третій – 22 і 23 від Луки, на четвертій – 18 і 19 від Іоанна. За традицією під час читання Євангелія усі, хто моляться стоять із запаленими свічками в руках.

В кінці служби всі віруючі з благоговінням підходять поклонитися перед Розп’яттям, Хрестом Христовим, який на пасії виноситься на середину храму.

Прес-служба Ізюмської єпархії

Переглянуто: (52)

Перейти до панелі інструментів