Эта запись также доступна на: Украинский
7 апреля 2021 года, в 4-ю седмицу Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Изюмский и Купянский Елисей совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Вознесенском кафедральном соборе г. Изюма.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство кафедрального собора.
По окончании Литургии было совершено славление у иконы праздника.
В своем архипастырском сломе митрополит Елисей сказал: «Сегодня праздник Благовещения, праздник благой вести, принесенной людям. И в этот день Святая Церковь предлагает нам особо задуматься, что же для нас, православных христиан, может быть благой вестью?
Благая весть, то есть радостная весть, для нас часто бывает возвещением о каком-то земном благополучии, о достатке, о здоровье родственников, о собственном выздоровлении. Но Церковь, говоря о благой вести, подразумевает в первую очередь совсем другое. Но по сути своей это принятие воли Божией, было принятием не только радости, но и прежде всего креста, который Она взяла на себя со всей полнотой. И для нас очень важно чтобы мы, видя подвиг Матери Божией, в радости принятия воли Божией не боялись идти за Богом до конца туда, куда Он нас ведет, не боялись принять все Его благовестие, все Его Евангелие. Ведь Евангелие в переводе с греческого означает – благая весть, благовещение. И вот все Его Евангелие нам следует принять так, как приняла слова Архангела Матерь Божия. Радуйся, – сказал он – Благодатная, Господь с Тобою. И к каждому из нас обращены эти слова. Господь среди нас, Бог с нами. Вот бы и нам так принять Евангелие, нам бы так принять благую весть, как приняла ее Дева Мария – во всей полноте, все Евангелие, от начала и до конца, и с Голгофой, и с Воскресением. Если мы вслушаемся в канон праздника, в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом, принесшим Божие приветствие, по-славянски – «целование», то обратим внимание на противопоставление двух исторических событий. Первое – искушение Евы в раю, второе – Благовещение. И там, и там с женщиной беседует Архангел, и там и там предлагает нечто превосходящее человеческое разумение. Но там Ева прельстилась не рассуждая, не трезвясь, не сохранив целомудрие мыслей и верности Богу, а здесь Вторая Ева – Богородица – дает согласие с рассуждением, с боязнью отпасть от Бога, показывая, что она раба Господня, и тем хранит целомудрие мысли, и тем становится «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». В Благовещении Бог открывает себя людям, и мы должны также принять в себя Христа и его заповедь».
Историческая справка
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1,26-38).
У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии. Только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы.
Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. слова святителя Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VII вв., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VII веке святой Иоанн Дамаcкин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.
На трапезе разрешается рыба. «На трапезе утешениение братии велие: ядим рыбы, и пием вино, в кийлюбо день случится, единожды днем, кроме субботы и недели» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33).
Пресс- служба Изюмской епархии
Переглянуто: (176)