Эта запись также доступна на: Украинский
28 августа 2019 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Изюмский и Купянский Елисей совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе г. Изюма.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.
В своём архипастырском слове Высокопреосвященнейший Елисей сказал: «Жизнь воспринимается нами настолько естественно, что невозможно предположить, что когда-то нас не будет.
Да, мы постоянно видим, как люди безжалостно вырываются из этой жизни, покидают свои тела, уходят, не забирая ничего из нажитого здесь. Но в глубине души мы никогда не сможем примириться со смертью.
Мы воспринимаем смерть как рождение в жизнь вечную. Да, это плач и трагедия. Но это и радость возвращения человека к Тому, имя Которого он добровольно принял и Кому всю жизнь служили. Мы называем себя христианами по имени Господа нашего Иисуса Христа, победившего смерть.
Сегодня великий двунадесятый праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Из всех Богородичных праздников, которые имеют равное достоинство в рамках церковного Устава и церковного календаря, по традиции именно к празднику Успения прилагается большее внимание, и он окружен особым почитанием верующего народа. Ни перед одним из Богородичных праздников нет поста, а перед Успением мы постимся две недели по тому же уставу, что и в Великом посту, приуготовляя себя к этому дню, потому что Успение — это особое событие из жизни Богоматери и из истории спасения рода человеческого.
О последних годах земной жизни Пресвятой Девы Марии и о славном Ее успении мы узнаем из Священного Предания. Мы знаем, что по Воскресению и Вознесении своего Божественного Сына Она некоторое время жила в Иерусалиме. Впоследствии с Иоанном Богословом, которому Господь на Кресте завещал заботиться о Его Пречистой Матери, переселилась в Эфес. Там посетила святого Лазаря на острове Кипр и Афонскую гору, которую благословила как Свою обитель. Незадолго до Своей кончины Она переселилась опять в Иерусалим, где часто посещала места, связанные с самыми важными событиями земной жизни Своего Божественного Сына, особенно с последними Его земными днями. Это и Голгофа, и Гроб Господний, Гефсимания и Елеон. Там Приснодева сердечно молилась и находилась в постоянном желании как можно быстрее отойти к Своему Сыну. За три дня до смерти, во время молитвы на Елеонский горе Ее известил о блаженной кончине архангел Гавриил, который вручил Ей райскую ветвь — символ нетления и победы над смертью. Эту ветвь Святая Дева завещала апостолу Иоанну Богослову нести перед Ее гробом при погребении. Свое нищее имущество, которое состояло из двух хитонов, она завещала двум бедным вдовам, которые усердно служили ей. Похоронить Себя Она завещала в Гефсимании между могилами Своих праведных родителей Иоакима и Анны и Иосифа Обручника.
Всякий раз, когда мы празднуем то или иное событие, связанное с прославлением Богоматери, за Литургией читается небольшой отрывок из послания апостола Павла к жителям греческого города Филиппы в Македонии, в котором им была создана христианская община. Обращаясь к филиппийцам, апостол говорит, что в них должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, и добавляет очень странные, на первый взгляд, слова: Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя… даже до смерти, и смерти крестной. Значит, как свидетельствует апостол Павел, главным чувствованием Спасителя было смирение.
В сознании современных людей, далеких от Церкви и Евангелия, смирение — это проявление слабости. Что значит быть смиренным? Постоянно поддаваться другим? Какая же это добродетель? С таким чувствованием жить нельзя! Примерно так оценивают эту христианскую добродетель люди, далекие от Евангелия. Но как не согласуется этот современный стереотип с тем, что мы видим во Христе Иисусе! Его главным чувствованием было смирение, но какая в Нем была сила, какая смелость, какое дерзновение! Христос не побоялся бросить вызов обществу и, что самое главное, власть имущим. Он обвинил их в лицемерии, в отступлении от веры, в искажении того откровения, которое было дано Моисею и пророкам. Нет, никак не согласуется этот современный стереотип, это ложное понимание евангельского смирения с образом Спасителя.
Что же тогда есть подлинное смирение, и почему именно на него указывает апостол Павел, говоря о чувствованиях Спасителя? Для того чтобы нам, людям XXI века, понять смысл смирения, мы должны оттолкнуться от того, что противоположно ему, — от более привычной для нас гордости, которая сейчас нередко воспринимается как норма человеческого бытия.
Что такое гордость? Ее не нужно путать с поведением, когда неразумный, плохо воспитанный человек хочет показать себя более значимым, чем он есть на самом деле. Люди, особенно обладающие острым умом, тут же подмечают и нередко высмеивают подобное бахвальство и хвастовство. Но гордость и бахвальство — это разные вещи: человек может быть очень воспитанным, скромным, но невероятно гордым. Гордыня — это не способ коммуникации с другими людьми, а внутреннее состояние человека, для которого существует только одна ценность — его собственное «я». Если в центре жизни человека — он сам, а все остальное второстепенно, ничтожно, на периферии, — это и есть гордыня.
Гордый человек неспособен установить связь с Богом, он неспособен молиться, неспособен сознавать свою неправду, неспособен приносить покаяние. Смиренный же человек — это тот, который расчищает свое внутреннее пространство, теснит свое собственное «я» и уступает центральное место в жизни Богу. В душе такого человека — забота о других, через нужды своих ближних он воспринимает и самого себя. Почему именно это апостольское чтение полагается на все праздники, когда Церковь прославляет Пресвятую Богородицу? Именно потому, что Она очистила внутреннее пространство Своей души, Своего сердца, так что Господь вошел в это пространство, наполнив его благодатью, наполнив его Самим Собою. И Дева стала Матерью Сына Божия, Господа Иисуса Христа, Того, у Кого главным чувствованием было смирение.
Сегодня, как и во всякий праздник Богородицы, в евангельском чтении говорится о Марфе и Марии. Глазами веры мы вновь видим ту горницу, в которой Марфа и Мария принимают в гостях Христа. Мы видим одну из женщин, исполненную любовью и суетящуюся, желая накрыть красивый стол, и видим другую женщину, тоже исполненную любви к Богу, которая села у ног Христовых и жадно впитывала каждое слово, которое Он произносил.
И нам так же, приходя в храм, надо впитывать каждое слово, которое произносится в храме, потому что это слова жизни вечной.
Хотя мы слышим, что не осуждена Марфа. Ей не сказано, что она поступает неправильно. Деятельное благочестие необходимо. Но все-таки «благой участью» Сам Господь назвал смиренное слушание Слова Божиего. «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 10, 28). И этого блаженства и радости я искренне всем нам желаю, молитвами Богородицы».
Пресс-служба Изюмской епархии
Переглянуто: (126)