Подобные выставки необходимы в наше время!

Размещено Авг 4, 2017 в Новости приходов

Эта запись также доступна на: Украинский


7 июля 2017 года в Художественной галерее имени Г. Семирадского ХНУ имени В. Н Каразина закончила работу выставка «Православная икона на Слобожанщине», организованная Центром краеведения имени академика П. Т. Тронько. Экспонировались образцы иконописи XVIII-XXI вв. из собрания отдела этнографии Центра краеведения, Преображенского храма (с. Ледное Харьковской епархии), где настоятель иерей Евгений Легач, Свято-Успенского храма (с. Соколово Змиевского района Изюмской епархии), где настоятель протоиерей Михаил Шульга, Церковно-исторического музея Харьковской епархии (г. Харьков), а также семейные иконы харьковчан.

Важной органической составляющей выставки стали и образцы икон, созданных в иконописной школе-мастерской, которая действует с 2012 г.. При Харьковской духовной семинарии на территории Свято-Покровского монастыря (руководитель – Н. М. Чурилова). Свои две работы, написанные еще в 2012 г., – «МиколайЧудотворец» и «Георгий Победоносец» – предоставила нам для экспонирования А. В. Паршинова, молодой харьковский художник-монументалист.

Уже стало традицией, что к подобным мерам довольно активно привлекаются сотрудники Харьковского университета. Так, например, венчальная икона «Иисус Благословляющий» – собственность В. Е. Радзиевской, работника университетского Музея археологии – совершенно неожиданно нашла парное продление на выставке – другую подвенечную икону, которую держала невеста.

Сегодня, когда продолжается поиск национальных корней, духовной идентичности нашего народа, возникает насущная необходимость дальнейшего исследования и ознакомления широкой аудитории с богатым отечественным культурным наследием, в том числе иконописью разных времен.

Икона имеет свою природу и свое ничем непревзойденное предназначение – быть в теснейшем диалоге с человеком, его страданиями, радостями, надеждами на лучшее. Это присуще не только канонической иконе. К сожалению, по разным причинам многие произведения сакрального искусства потеряно, не всегда своевременно находятся средства на их реставрацию. Поэтому обращение к духовности, желание иметь дома изготовленые лично, по благословению священника, иконы, заслуживает уважения и всестороннюю поддержку с нашей стороны.

Действительно, на выставке, наряду с образамы, созданными мастерами профессионалами, демонстрировались любительские работы вышивальщиц Дергачевщины А. А. Гужвы, руководителя кружка изобразительного искусства «Жар-птица» (Дергачевский ДДЮТ), Г. И. Скибы, учительницы начальных классов Токаривского УВК, Т. А. Дударевой, директора Козачолопанского УВК, Т. Ковин и А. Ворожбит, воспитанниц кружка «Волшебная ниточка» Козачолопанського УВК. Конечно, они подбирали «от себя» сочетание цветных нитей или бисера, украшая вышитые, выбранные ими по собственному желанию, семейные иконы. Поэтому не будем судить их строго за несоответствие церковным канонам или классической слобожанской иконе. Важно, что мы имеем дело с местными ячейками иконовишивання, которые имеют свою специфику: здесь и сугубо слобожанская насыщенность цветов, определенный декоративизм, легкая деформация контуров, комбинированное сочетание вышивальных нитей и бисера и тому подобное.

Икона – это та сфера деятельности, к которой обращались и наши знаменитые земляки. Мало кому известно, что в далеком 1863 г. молодой Репин работал на Луганщине – сейчас это село Сиротино Троицкого района. Его пригласили туда для росписи иконостаса церкви Введения Богородицы в храм. Искусствоведы утверждают, что Илья Ефимович оставил по себе в Сиротино значительно большое творческое наследие, потому что еще писал на заказ местных крестьян небольшие иконки-образи.

Посетители нашей выставки получили возможность лицезреть так близко, может быть, впервые, суровые лики святых, которые будто спрашивали: «Что ты сделал хорошего, хорошего в жизни?» Конечно, не обходили своим вниманием и изображенные сюжеты из Священного писания.

В иконе ограниченное пространство, что требовало от мастера-иконописца сосредоточения на создании психологического образа, нахождения выразительных композиций и колористических решений. На эту особенность обращали внимание наши гости. Конечно, более понятной для них была символика цветов: золотой, белый, голубой, зеленый, пурпурный, черный.

Посетители выставки получили представление об основных видах икон (иконы Святой Троицы, христологические, богородичные, иконы праздников и событий из Священного писания), о размерах, технике исполнения (на выставке преобладали живописные иконы, которые дополнялись вышитыми образамы), о масштабе изображаемых фигур (тронные, поясные, огрудные, оплечные, изображение только лика). Многих интересовали сугубо домашние иконы. Кто-то впервые узнал об учебно-иконописной мастерской в с. Борисовке, открытую в 1902 г., которая вскоре ценилась наравне с более известными центрами Суздальщини и чьи иконы экспонировались на данной выставке.

Обращали внимание и на количество персонажей на иконе, количество композиций на одной иконе (одно-, двух-, многочастные с наличием центральной композиции), интересовались, с какого дерева и кто делал основу под икону (вспомним, что основа в классической иконе была деревянной, хотя могли использовать и другие материалы), расспрашивали о креплении (шпонки или шпуги) с обратной стороны образами (вид и местонахождение шпонок помогает датировке иконы), какие еще есть иконы, кроме церковных, когда и какие иконы можно дарить и тому подобное.

Среди посетителей выставки было много студентов из разных вузов Украины, в том числе иностранцы, слушатели-практиканты с Международной летней школы (Индия), музейные работники, краеведы, члены Союза художников Украины и др. Искренние слова благодарности оставили в Книге отзывов бывшие выпускники Харьковского университета (математики, выпуск 1964г.), которые сейчас живут в Израиле, подчеркивая, что «очень приятно, что это все организовано в Харьковском университете». Высокую оценку нашему мероприятию – «очень интересная и высокопрофессиональная выставка» – дала Наташа Прах, чрезвычайный и полномочный посол Словении. Как видим, каждый, независимо от возраста, места работы (учебы), проживания, мог окунуться в удивительный мир православной иконы XVIII-XXI вв., сердцем и душой почувствовать всю его глубину, мудрость, найти здесь что-то свое, личное и протянуть незримую нить между прошлым и настоящим.

Кроме эпитетов «великолепная выставка», «поражает», «молиться хочется после просмотра!!!», «познавательно!», «интересно», «поразили вышитые иконы, у нас очень талантливый народ!», «очень рада, что успела на эту удивительную выставку! »,« спасибо за предоставленную возможность прикоснуться к нерукотворным образам, к святыням», высказывались многочисленные пожелания повторить выставку, чтобы «очиститься духовно и стать немного ближе к Творцу всего Земного», потому что «подобные выставки необходимы в наше время! Они делают людей чище, добрее и искреннее!».

Так до встречи на нашей следующей выставке!

 

Г. М. Шпорт, канд. ист. наук,

начальник отдела этнографии

Центра краеведения имени академика П. Т. Тронько

Переглянуто: (255)

Перейти к верхней панели