Преображение Господне

Размещено Авг 19, 2021 в Новости епархии

Эта запись также доступна на: Украинский

19 августа 2021 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Изюмский и Купянский Елисей совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе г. Изюма.

У дверей собора прихожане тепло приветствовали правящего архиерея хлебом-солью и букетами цветов.

Богослужение началось с торжественной встречи митрополита и облачения его на кафедре в центре храма.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.

За Божественной литургией митрополит Елисей совершил диаконскую хиротонию над выпускником КДС Владимиром Яворским. 

После заамвонной молитвы митрополит Елисей совершил чин освящения плодов.

По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Елисей обратился к молящимся со святительским словом: «После того как в окрестностях города Кесарии Господь открыл ученикам тайну Своей крестной смерти и Воскресения, призвав их, а через них и всех верующих людей следовать за Ним, неся свой крест, Он вновь отправился в Галилею. На горе Фавор, находящейся недалеко от города Назарета, произошло событие Преображения Господня. Преображение Христа на Фаворе – есть как бы продолжение богоявлений, бывших некогда Моисею, Фавор – продолжение Синая. Законодатель ветхозаветного Божия народа Моисей присутствовал при грозных явлениях Бога на горе Синай. Подобно этому и законодатели новозаветного Божия народа, то есть Христовой Церкви, также присутствуют при явлении Бога на горе Фавор. Христос для Преображения поднимается на гору. Вершина горы есть место таинственной встречи с Богом: она расположена как бы между небом и землей, и человеку нужно, потрудившись, подняться до этого места. Предание говорит, что Преображение случилось рано утром, в предрассветное время. Христос провел ночь в молитве, и после долгой молитвы вдруг вид Его изменился, лицо стало, как солнце, а одежда – как свет. Апостолы, утомившись от ночного бдения, спали. Но когда Христос преобразился, они проснулись и от сияния славы Божией испугались и упали на землю. Святые отцы говорят, что на Фаворе Христос приоткрыл апостолам славу Своего Божества – славу, которую Он всегда имел, но которая ранее была невидима для них. Он показал ее не во всей полноте, а лишь в малой мере, в какой человеческая природа способна вместить. И совершенно неудивительно, что апостолы испугались, – ведь они присутствовали при явлении Бога. Во время Преображения явилось световидное облако и покрыло их всех. Из облака апостолы услышали голос Бога Отца, говоривший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте». Таким образом, на Фаворе апостолы присутствовали при откровении Бога Троицы: Отца – через произнесенные слова, Сына – преобразившегося Христа и Святого Духа – в светоносном облаке. Встреча с Богом для чистых душ всегда есть блаженство. Преподобный Силуан говорит, что едва Благодать коснется человека, как он от радости забывает весь мир. Так было и с апостолами на Фаворе. Это видно из слов Петра. «Господи! – говорит он, – хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Но еще и здесь, в земной жизни, человеку можно принимать в себя нетварный свет. Вместилищем его были все святые и праведники. Каким путем шли святые, таким и мы должны идти – путем стяжания Благодати, чтобы и нам через соблюдение заповедей, через очищение от грехов и страстей стать причастниками Фаворского сияния, света Будущего века; чтобы и мы вместе с Господом, апостолами и всеми святыми просветились как солнце в грядущем Царстве Христа».

Примечание

В этот день совершается освящение плодов.

Обычай освящать плоды – древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (сравн. 28-е правило VI Вселен. Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 19 августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых  –  колосья и виноград  –  приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается, и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В нашей Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой  – «На освящение начаток овощей» (и плодов).

Пресс-служба Изюмской епархии

Переглянуто: (242)

Перейти к верхней панели