Неделя сыропустная

Размещено Мар 10, 2019 в Новости епархии

Эта запись также доступна на: Украинский


10 марта 2019 года, в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания из рая, прощеное воскресенье, митрополит Изюмский и Купянский Елисей совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе г. Изюма.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.

По окончании Литургии управляющий епархией удостоил церковных наград всех тех, кто несет послушание в кафедральном соборе.

Архиерейскими грамотами были удостоены Зосимов Игорь Юрьевич, Гугалова Надежда Степановна, Беляева Наталия Владимировна, Бондаренко Нина Павловна, Сотник Антонина Леонидовна, Маяковская Людмила Алексеевна, Брыль Зинаида Николаевна, Борисенко Иулия, Мария и Анастасия.

По окончании награждения Высокопреосвященнейший Елисей совершил  вечерню с чином прощения и произнёс проповедь: «В нынешнее воскресение вспоминается падение праотца Адама и изгнание из рая. Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества — Царства Божия. Причина изгнания Адама — грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу. Святые Отцы называют Великий пост Святой Четырехдесятницы духовной весной. Известно, что весной садовники обрезают деревья, обрезают не только дикие ветви, но и те ветви, которые не приносят плода. Мы должны уподобиться этим садовникам и стать садовниками собственного древа жизни, из которого мы должны изсечь дикие поросли греха и всё то, что мешает нашим добрым делам, стяжанию христианских добродетелей. Накануне вступления в пост Святой Четыредесятницы Святая Церковь оглашает наш слух и внедряет в сознание ту мысль, что нам необходимо простить друг друга. Взаимное прощение друг друга — это одно из важнейших условий к тому, чтобы мы надлежащим образом провели поприще поста. Мы, ведь, каждый день, произнося молитву Господню, говорим: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Господь также говорит, что нужно поститься без лицемерия и тщеславия, нужно совершать свой пост в тайне для того, чтобы Господь, видя тайное, воздал явно. Не нужно кичиться, не нужно хвалиться тем, что мы постимся, а другие не совершают этого подвига, что мы поэтому лучше других. Эти горделивые мысли нужно совершенно отсекать. Мы должны помнить, что пост — это не только воздержание от скоромной пищи, но и умеренное употребление постной. Но и это ещё не всё, потому что пост сам по себе не является самоцелью. Он должен способствовать воспитанию нашей воли, укреплять волю в борьбе с греховными привычками, наклонностями и греховными помыслами.

Пост – это обязательное прощение друг другу наших прегрешений. Пост – это сугубая молитва. Пост – это стремление к добродетели. «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему», – так молится преподобный Ефрем.

Вот так и в нынешний день, собравшись в святой храм, мы от всего сердца, искренне простим друг другу прегрешения, забудем всякие обиды, забудем всякие поношения, которые часто бывают у нас в жизни. Прошу вас простить мне за совершенное мною словом, делом и помышлением и всеми моими чувствами. Да укрепит Господь нас всех на постный подвиг, дарует силы для несения великопостных подвигов и молитв».

О чине прощения

За вечерним богослужением совершается обряд общего прощения и поются покаянные песнопения. В Прощенное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя), в чем согрешил пред тобою», – делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)» – «Бог тебя простит, и я прощаю», – и совершается троекратное христианское целование.

Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.

Великий пост или Святая Четыредесятница

Четыредесятница – 40 дней Великого поста – время строгого воздержания, приготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи. Великий пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соединении со Страстной седмицей) 7 недель.

В это время не вкушается пища животного происхождения (мясо, яйца и молочные продукты), а также и рыба. В праздник Благовещения и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы, а в Лазареву субботу – рыбной икры. Для беременных женщин, кормящих матерей и больных пост может быть ослаблен или отменен.

Следует помнить, что суть и цель поста – воздержание от страстей душевных и телесных, прилежание к молитве, духовному чтению и богомыслию, чему способствует воздержание в пище, смиряющее плоть.

Пресс-служба Изюмской епархии

Переглянуто: (193)

Перейти к верхней панели