Преображення Господнє

Розміщено на Сер 19, 2021 в Новини єпархії

Эта запись также доступна на: Russian

19 серпня 2021 року, у свято Преображення Господа Бога і Спаса нашого Ісуса Христа, митрополит Ізюмський і Куп’янський Єлисей звершив Божественну літургію у Вознесенському кафедральному соборі м. Ізюма.

Біля дверей собору прихожани тепло вітали правлячого архієрея хлібом-сіллю і букетами квітів.

Богослужіння почалося з урочистої зустрічі митрополита і облачення його на кафедрі в центрі храму.

Його Високопреосвященству співслужили клірики кафедрального собору.

За Божественною літургією митрополит Єлисей звершив дияконську хіротонію над випускником КДС Володимиром Яворським.

Після заамвонної молитви митрополит Єлисей звершив чин освячення плодів.

Після закінчення богослужіння Високопреосвященніший Єлисей звернувся до віруючих зі святительським словом: «После того как в окрестностях города Кесарии Господь открыл ученикам тайну Своей крестной смерти и Воскресения, призвав их, а через них и всех верующих людей следовать за Ним, неся свой крест, Он вновь отправился в Галилею. На горе Фавор, находящейся недалеко от города Назарета, произошло событие Преображения Господня. Преображение Христа на Фаворе – есть как бы продолжение богоявлений, бывших некогда Моисею, Фавор – продолжение Синая. Законодатель ветхозаветного Божия народа Моисей присутствовал при грозных явлениях Бога на горе Синай. Подобно этому и законодатели новозаветного Божия народа, то есть Христовой Церкви, также присутствуют при явлении Бога на горе Фавор. Христос для Преображения поднимается на гору. Вершина горы есть место таинственной встречи с Богом: она расположена как бы между небом и землей, и человеку нужно, потрудившись, подняться до этого места. Предание говорит, что Преображение случилось рано утром, в предрассветное время. Христос провел ночь в молитве, и после долгой молитвы вдруг вид Его изменился, лицо стало, как солнце, а одежда – как свет. Апостолы, утомившись от ночного бдения, спали. Но когда Христос преобразился, они проснулись и от сияния славы Божией испугались и упали на землю. Святые отцы говорят, что на Фаворе Христос приоткрыл апостолам славу Своего Божества – славу, которую Он всегда имел, но которая ранее была невидима для них. Он показал ее не во всей полноте, а лишь в малой мере, в какой человеческая природа способна вместить. И совершенно неудивительно, что апостолы испугались, – ведь они присутствовали при явлении Бога. Во время Преображения явилось световидное облако и покрыло их всех. Из облака апостолы услышали голос Бога Отца, говоривший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте». Таким образом, на Фаворе апостолы присутствовали при откровении Бога Троицы: Отца – через произнесенные слова, Сына – преобразившегося Христа и Святого Духа – в светоносном облаке. Встреча с Богом для чистых душ всегда есть блаженство. Преподобный Силуан говорит, что едва Благодать коснется человека, как он от радости забывает весь мир. Так было и с апостолами на Фаворе. Это видно из слов Петра. «Господи! – говорит он, – хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Но еще и здесь, в земной жизни, человеку можно принимать в себя нетварный свет. Вместилищем его были все святые и праведники. Каким путем шли святые, таким и мы должны идти – путем стяжания Благодати, чтобы и нам через соблюдение заповедей, через очищение от грехов и страстей стать причастниками Фаворского сияния, света Будущего века; чтобы и мы вместе с Господом, апостолами и всеми святыми просветились как солнце в грядущем Царстве Христа».

Примітка

У цей день відбувається освячення плодів.

Звичай освячувати плоди – древній. Приписи щодо цього звичаю викладені в 3-му Апост. правилі (порів. 28-е правило VI Вселенського Собору). Підставою для встановлення звичаю освячувати плоди саме 19 серпня було те, що на Сході (зокрема, в Греції) до цього часу достигають плоди, найважливіші з яких – колосся й виноград – приносяться для благословення і в знак подяки Богу за отримання цих плодів для прожитку людини, а також за прямим їх відношенням до таїнства Євхаристії, про що думка виражається, і в самій молитві, яку читають над «гроздием».

У нашій Церкві, в тих місцях, де виноград не росте або не визрівають до цього часу, освячуються яблука. При цьому яблука, як би замінюють собою виноград, освячуються іншою молитвою – «На освящение начаток овощей» (і плодів).

Прес-служба Ізюмської єпархії

Переглянуто: (181)

Перейти до панелі інструментів