Казанская Высочиновская икона Божией Матери, г. Змиев

Эта запись также доступна на: Украинский

День празднования: 21 июля (8 июля по старому стилю)

Казанская Высочиновская икона получила название по основному месту пребывания в селе Высочиновка (ныне село Пролетарское Змиёвского района Харьковской области) близ города Змиёва.

Казанская Высочиновская икона Божией Матери. Хромолитография. Нач. ХХ в.

Казанская Высочиновская икона Божией Матери. Хромолитография. Нач. ХХ в.

Согласно преданию, в царствование императора Петра I на месте будущей Высочиновки был сосновый бор, принадлежавший казенному ведомству. Для его охраны из города Чугуева были посланы низшие военные чины – пушкари. Их распределили по одному на участок, где они селились в самостоятельно построенных сторожках вместе с семьями. На одном из участков среди болот, на берегу р. Мжи, жил пушкарь с женой, детьми и немощным слепым отцом по имени Стефан, который передвигался на костылях с помощью 10-летнего внука-поводыря. Однажды на окраине лесного участка, на болотной кочке, пушкарь увидел источающую яркий свет икону Божией Матери. Подняв ее, он обнаружил, что на месте иконы забил источник. Пушкарь принес икону в избу и поставил на полку к домашним иконам. Как-то во время жатвы, когда все ушли в поле, оставив в избе Стефана с внуком, от иконы заструился яркий свет. Мальчик в испуге сказал деду, что в углу что-то горит. Слепой старик, боясь пожара, с трудом слез с печи и, кое-как дойдя до угла с иконами, вдруг отчетливо увидел иконы, убранство избы и почувствовал, что ноги его окрепли. Отбросив костыли, он опустился на колени с благодарственной молитвой. Возвращавшихся с поля домочадцев старик встречал стоя на пороге. Те, войдя в избу, увидели угасающее свечение иконы. На следующее утро семья во главе со Стефаном, державшим икону в руках, отправилась в село Артюховка, в церковь Архистратига Михаила. Они известили священника о чудесном исцелении старика, и тот, выслушав рассказ, велел оставить икону в храме. Но утром следующего дня икона оказалась в жилище пушкаря. Священник с крестным ходом и молебным пением перенес икону в церковь, однако наутро она вновь была обретена на прежнем месте. Протоиерей соборной церкви города Змиёва узнав о чудесах новоявленной иконы, пожелал взять ее в свою церковь, куда она и была перенесена. Однако на следующий день икона вновь стояла в сторожке, где и была наконец оставлена. В сторожку пушкаря стали приходить верующие, многие получали исцеление.

Обретение Казанской Высочиновской иконы Божией Матери. Хромолитография. Нач. ХХ в. Нач. ХХ в.

Обретение Казанской Высочиновской иконы Божией Матери. Хромолитография. Нач. ХХ в.

Икона имела «6 вершков вышины и 5 ширины, написана она древнею, греческою иконописью на липовой доске, с выемкою посередине и возвышенными, вроде рамы, краями. Она есть верное изображение Казанской иконы, с тою особенностью, что стрельчатая корона украшает главу Царицы Небесной».

В 1709 г. в Полтавском сражении сотник Василий Иванович Высочин отличился в бою, за что был возведен в воеводы. Также ему была пожалована земля в Змиёвском уезде, куда вошел охраняемый пушкарем участок. Высочин выстроил церковь (посвящение неизвестно) для чудотворной иконы (по др. сведениям, в храм была превращена сторожка пушкаря) и основал поселение, названное Высочиновка. Прихожанами храма были члены семьи Высочина и немногие на то время поселенцы. В 1736 г. Высочин сообщал Изюмскому духовному правлению: «…села его Высочиновки поп Михаил оставил свой приход и живет в Змиеве, а его приходу обыватели претерпевают в мирских требах нужду…». Из села Артюховка в Высочиновку была перенесена (причины перенесения неизвестны) деревянная церковь Архистратига  Михаила, в которую в 1762 г. был выдан антиминс: «…в село Высочиновку во храм Архистратига Михаила». Храм поставили на месте сторожки пушкаря, в нем и пребывала Казанская Высочиновская икона.

Монахини Хорошевского Вознесенского женского монастыря украсили икону шитой золотом ризой. Получавшие благодатную помощь от иконы стали приносить к ней в знак признательности серебряные привесы с изображениями исцеленных частей тела. Историю обретения иконы и чудеса от нее записывали в книге «Сказание о явлении и чудесах Высочиновской Богоматерней иконы» (читалась в церкви во время проповедей и хранилась в доме священника; сгорела во время пожара). «Сказание…» было также начертано на деревянной доске в храме, однако со временем надпись сгладилась.

Исцеление священника. Хромолитография. Нач. ХХ в.

Исцеление священника. Хромолитография. Нач. ХХ в.

В 1792 г. ввиду ветхости и сильного наклона церкви к реке перед помещиком И. И. Ковалевским и приходским священником Димитрием Саввичем Павловым-Сильванским встал вопрос о необходимости возведения нового храма. Не имея средств, они стали усердно молиться перед К. В. и. о помощи в постройке каменной церкви. Вернувшись домой после молитвы, Ковалевский застал родственницу, которая предложила ему помощь и деньги на устройство кирпичного завода для строительства храма. В 1793 г. было положено основание храма, а 22 декабря 1795 г. совершилось его освящение. Туда была перенесена К. В. и. По преданию, во время перенесения и в последующие 3 дня икона мироточила – из очей Божией Матери истекали слезы. Капли собирали полотенцем, которое хранилось у иконы. От истечения слез под правым глазом Богородицы на иконе осыпалась краска и образовалась впадина. Во время чтения Евангелия на молебнах полотенце возлагалось на головы молившихся, под Евангелие. В 1830 г. священник пожертвовал полотенце исцелившемуся харьковскому купцу.
Помещица Бахмутского уезда Н. Бабенкова, проживавшая в Харькове, страдала нервным расстройством и изнемогала от бессонницы. В полусне она увидела в сиянии икону Божией Матери и услышала: «Это Высочиновская икона Богоматери, она находится в Высочиновке, подле города Змиёва, поезжай к ней, она поможет тебе!» Она отправилась туда и, войдя в церковь, узнала икону, увиденную во сне. Три дня женщина усердно молилась перед иконой, была спокойна и хорошо спала. После этого Бабенкова часто ездила в Высочиновку на поклонение иконе и со временем выздоровела. В 20-х гг. XIX в. помещица пожертвовала для Казанской Высочиновской иконы серебряную позолоченную чеканную ризу с венцом и звездами, украшенными цветными камнями и алмазами.

В 1830 г. коллежский асессор Г. И. Ковалевский по завещанию отца хотя бы раз в год поклоняться Казанской Высочиновской иконе прибыл с супругой и ее сестрой в Высочиновку. Помолившись перед иконой, 20 февраля они отправились в город Изюм навестить сестер. Проезжая мимо церкви, жена Ковалевского внезапно почувствовала тревогу и близость смерти. Заплакав, она сказала об этом, но карета продолжила путь. Во время переправы по льду через р. Северский Донец на середине реки лед не выдержал и карета начала погружаться в воду. Утопавшие стали взывать к Богородице: «Высочиновская Божия Матерь, спаси нас, погибаем, спаси нас!» В этот момент карета, погрузившаяся наполовину в воду, будто стала на твердое основание. Оказавшиеся рядом крестьяне помогли им выбраться из кареты, и как только пассажиры, а также лошади и багаж были спасены, пустая карета пошла ко дну. В благодарность за чудесное спасение Ковалевский пожертвовал к иконе сребропозлащенную лампаду.

Харьковский купец С. Калашников страдал от боли в ногах, глазах и язв по всему телу и не мог излечиться. Узнав о чудесах К. В. и., он прибыл в Высочиновку, отслужил молебен и, взяв святой воды и масла из лампады, стал мазать больные места, через некоторое время он получил полное исцеление.

У девочки 10 лет, дочери дворянки А. Ф. Абдулевской из с. Водолага, на глазах образовались неизлечимые наросты в виде чешуи, из-за чего та почти ослепла. В Высочиновке после молебна перед Казанской Высочиновской иконой женщина помазала глаза дочери маслом из лампады, и тут же с одного глаза спал нарост. По дороге домой исцелился другой глаз.

Казанский Высочиновский монастырь. Хромолитография. Кон. XIX в.

Казанский Высочиновский монастырь. Хромолитография. Кон. XIX в.

Священник Иоанн Червонецкий, служивший в соседнем селе Константиновка в конце 1858 г., мучился сильной болью в глазах. Накануне операции священник стал молиться Казанской Высочиновской иконе и увидел во сне сиявшую неземным светом величественную Деву, окруженную ангелами. Она сказала: «Вот Я пришла к тебе из Высочиновки, что недалеко от тебя. Шедши к тебе облегчить твои страдания, Я посетила твой дом и застала все твое семейство на молитве со слезами. Не скорби и не отчаивайся, ты получишь исцеление». Затем села рядом с ним и коснулась рукой его правой щеки, отчего священник почувствовал сильную боль и проснулся. Боль прекратилась, прошел жар, наутро доктора отметили улучшение и отменили операцию. Спустя год священник снова почувствовал сильную боль в глазах. Собравшись в больницу, с вечера он долго молился перед Казанской Высочиновской иконой. К утру ему снова было видение Девы, приложившей руки к его глазам; с них спала тяжесть, и он исцелился. В благодарность священник заказал для иконы подвесную бархатную золотошвейную пелену.

Казанская Высочиновская икона Божией Матери (Троицкая церковь в Змиёве)

Казанская Высочиновская икона Божией Матери (Троицкая церковь в Змиёве)

Водой из источника на месте явления иконы люди омывали больные места и также получали исцеление. Во время холеры 1831 г. по просьбе жителей города Змиёва перед иконой 2 недели служили молебны об ограждении города от недуга. В 1848 и 1854 гг. в охваченном холерой Змиёве с молебнами икону носили по домам и болезнь быстро отступила.

29 октября 1886 г. постановлением Святейшего Синода при ходатайстве и помощи архиепископа Амвросия (Ключарёва) был учрежден Высочиновский в честь Казанской иконы Божией Матери мужской общежительный монастырь. Указом Харьковской духовной консистории от 16 ноября того же года настоятелем монастыря был назначен казначей Святогорской Успенской пустыни иеромонах Дорофей. 8 декабря прибывших насельников монастыря из братии Святогорской Успенской пустыни встретили крестным ходом с Казанской Высочиновской иконой. При этом обычно темный лик Богородицы стал светлым и сияющим.

Ежегодно 27 июня с Казанской Высочиновской иконой устраивался крестный ход в город Змиёв, где икона оставалась в городском соборе до 7 июля, после чего возвращалась в обитель. В 1918 г. село Высочиновка было переименовано в село Пролетарское. Монастырь был разорен, икона считается утраченной. В низинном месте луга сохранился колодец, образовавшийся на месте явления иконы, у которого совершаются богослужения, служатся водосвятные молебны. В Свято-Троицком храме города Змиёва находится список иконы XIX в.

7

Источник на месте обретения святой иконы Высочиновской

Источник на месте обретения святой иконы Высочиновской

Переглянуто: (927)

Перейти к верхней панели