Свято-Вознесенский кафедральный собор, г. Изюм

Эта запись также доступна на: Украинский


Адрес: 64300, Изюмский район, ул. Московская, 30

Телефон: (050) 238-45-45

Община образована 23 октября 1991

Престольные праздники: 

Вознесение Господне

Песчанской (Казанской) иконы Божией Матери

Бессребренников и чудотворцев Косьми и Дамиана Асийских

Священнослужители:

Настоятель – митрополит Елисей (Иванов);
Ключарь – протоиерей Сергий Притоцкий;
Клирики:
протоиерей Алексей Годлевский;
протоиерей Николай Данылив;
протоиерей Олег Кадюк;
архидиакон Юрий Чудак;
протодиакон Олег Зырянов;
протодиакон Алексей Белик;
протодиакон Дмитрий Шилько;
диакон Тарасий Шевченко;
О храме:

Изюмская крепость была одним из самых мощных фортификационных сооружений края того времени, особенно если учитывать, что, территория Изюма и его округи (благодаря уникальной естественной возвышенности) позволяли контролировать огромную площадь и естественные броды на Северском Донце.

Занимаясь ратным делом, основатели города не забывали о духовности и вере. Практически одновременно со строительством крепости и города казаки в 1684 году построили каменный Преображенский собор, который сохранился и по сей день, а также деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. (Храм разрушен в 1941 году).

В 1685 году Изюм становится одним из пяти полковых городов Слобожанщины — центром Изюмского слободского казачьего полка, которому подчинялось 13 близлежащих городков и слобод. Превращение Изюма в полковой центр способствовало дальнейшему развитию города. Он заметно вырос и в начале XVIII века был одним из самых густонаселенных городов Слободской Украины. (В 1732г. при пяти церквах г. Изюма значилось 368 дворов и 1591 душа мужского пола…») – Харьковский сборник: Литературно-научное приложение к Харьковскому календарю на 1893 год» Харьков, 1892, — С359-361.). Вокруг крепости начали появляться пригородные слободы, которые назывались форштами (форштадтами). Так появились Пески, Поповка, Гончаровка и другие слободы, которые в дальнейшем слились с городом, но как его районы сохранили свои названия до наших дней.

Дальнейшему развитию города в значительной степени способствовало его удачное расположение вблизи торговых путей. Развивались земледелие, бортничество. Выращивались практически все культуры, типичные для этой полосы, большое внимание уделялось садоводству и огородничеству. Казаки на свои средства содержали школы, богадельни.

Немало славных страниц в историю нашего Отечества вписали казаки Изюмского слободского казачьего полка. Изюмский полк не только охранял край от набегов татар, но и принимал участие в различных боях и походах российской армии.

В 1696 году полк был участником Азовского похода, в память о котором (и участии изюмчан в захвате Азова) командующий одной из групп войск Я. Ф. Долгорукий передал на хранение городу захваченные в боях трофеи — турецкие воинские регалии. Принимал Изюмский полк участие и в ряде битв Северной войны, особенно отличившись в бою под Эрестфером в 1701 году, где российская армия, возглавляемая Б. П. Шереметьевым, разгромила войска Шлиппеннбаха. Отличились изюмчане и в заграничных походах российской армии в Персию и Польшу.

В 1765 году в соответствии с царским манифестом были ликвидированы слободские полки, и Изюмский слободской казачий полк был реорганизован в регулярный гусарский, который продолжил славные боевые традиции. Изюмские гусары участвовали практически во всех важнейших военных кампаниях XIX столетия, о чем свидетельствуют награды: война с Францией 1806–1807 гг. — 17 Георгиевских труб для полкового оркестра с надписью — «Изюмскому полку за проявленную храбрость в 1807 году против французов»; Отечественная война 1812 г. — Георгиевский штандарт с надписью «За отличие при разгроме и изгнании врага за пределы России в 1812 г.» (хранится в музее Бородинского сражения), знаки и головные уборы с надписью «За отличие»; война с Турцией 1828–1829 гг. — чинам полка бронзовые медали на Георгиевских лентах; Крымская война и российско-турецкая война 1877–1878 гг. — рядовым чинам — бронзовые медали, а офицерам — шнуры на венгерках гвардейского образца. К тому же два эскадрона гусар стали основой для создания 2-го лейб-гвардии уланского полка, а ведь известно, что во все времена в гвардию брали наиболее достойных. В разное время в Изюмском полку служили такие известные в нашей истории личности, как М. Б. Барклай-де-Толли, Л. Л. Беннингсен, И.С. Дорохов. В 1882 году, как и все гусарские полки, Изюмский был переименован в драгунский (37-й). В 1907 году вновь стал 11-м гусарским. А в 1912 году в столетний юбилей Отечественной войны 1812 года Изюмскому полку было присвоено имя генерала Дорохова.

После образования в 1835 году Харьковской губернии Изюм стал уездным центром. Ведение сельского хозяйства по-прежнему оставалось основным занятием населения. Начинают развиваться ремесленные промыслы: кузнечное, швейное и кожевенное производства, изготовление полотна и одежды. Особенно славились изделия гончаров. В конце XVII века в Изюме появляются первые предприятия мануфактурного типа.

«Харьковские губернские ведомости» в 1882 году писали : «Вообще Изюм выдаётся из ряда уездных городов Харьковской губернии и после Сум занимает первое место».

С историей Изюмщины связаны имена многих выдающихся общественных деятелей. К их числу можно отнести просветителя-демократа, первого директора Царскосельского лицея В. Ф. Малиновского. Находясь на государственной службе в Москве, Санкт-Петербурге и за границей, он часто посещал свое поместье под Изюмом. Старший сын Малиновского, Иван, был воспитанником лицея и другом А.С. Пушкина. Именно с семьей Малиновских, проживающей на Изюмщине, были связаны многие участники декабристского движения. Сестра И. Малиновского, Анна Васильевна, вышла замуж за А.Е. Розена, участника восстания на Сенатской площади. После сибирской ссылки семья вернулась в свой дом на хутор Викнино под Изюмом. Здесь А.Е. Розен занимался общественной деятельностью: основал крестьянский банк, учительствовал в созданной им сельской школе, был избран присяжным заседателем окружного суда, шесть лет служил мировым посредником в уезде.

Вторая сестра, Мария Васильевна, была замужем за В. Д. Вольховским. Семьи декабристов прожили на Изюмщине много лет. К сожалению, их дома и личные вещи не сохранились, и уже в наше время в селе Каменка и в урочище Викнино установлены памятные знаки.

Неповторимые и живописные места Изюмщины — очаровательная природа, реки, озера, леса — всегда служили источником вдохновения для художников, писателей и поэтов.

Изюм — родина талантливого украинского художника С. И. Васильковского, автора более чем трех с половиной тысяч полотен. Дипломная работа С. И. Васильковского, за которую он получил звание художника первой степени и был удостоен Большой золотой медали и права на четырехлетнюю заграничную командировку, называлась «По Донцу». Вместе с художником М. С. Самокишем и историком Д. И. Яворницким С. И. Васильковский создал уникальный альбом «Из украинской старины».

С Изюмщиной связано имя известного поэта-романтика М.Н. Петренко. Среди лучших произведений поэта можно назвать стихи «Вечер», «Вечерний звон» и др. Наиболее известное произведение М. Н. Петренко «Недоля» («Дивлюсь я на небо та й думку гадаю…») практически стало народной песней.

Наш край — родина поэтов, отца и сына Александровых, писательницы Н. С. Соханской (более известной в литературе как Кохановская). На Изюмщине (с. Даниловка) прошли детские годы писателя-романиста Г. П. Данилевского, автора известных исторических романов и повестей «Мирович», «Сожженная Москва» и др.; народной артистки УССР А. И. Борисоглебской, а также профессора, народной артистки РСФСР Е.И. Тиме.

История ХХ века — особая страница в истории нашего народа. Человечество не знает аналогов того, чтобы на такой, сравнительно небольшой, отрезок времени выпало столько социальных катаклизмов, войн и потерь.

При соборе действует детская воскресная школа.

Свято-Вознесенский собор известен далеко за пределами Изюмщины благодаря тому, что здесь хранится одна из самых знаменитых и почитаемых святынь Восточной Украины — чудотворная икона Песчанской Божией Матери.

Храм построен и освящен в 1826 году. Он возведен вместо предыдущего, который находился на улице Замостянской на левом берегу Северского Донца и вследствие частых разливов реки начал разрушаться. Именно в этом, старом храме явилась в 1754 году Белгородскому епископу — святителю Иосафу (Иосифу Горленко) икона Божией Матери Песчанской: 

«Образ Божией Матери, называемый Песчанский, был явлен великому русскому святителю Иоасафу, епископу Белгородскому. 

В год своей блаженной кончины (1754) святитель Иоасаф объезжал епархию, и накануне выезда из Белгорода ему был сон: будто бы он осматривал церкви и в одной из них в притворе на куче мусора увидел икону Богоматери с младенцем со светлым сиянием, от неё исходящим; и раздался глас: Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой, назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор. По прибытии в г. Изюм Харьковской губернии, епископ посетил Вознесенскую церковь и с изумлением обнаружил в ней икону, увиденную во сне. Икона находилась в небрежении и служила в притворе перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. По святительскому повелению икона была помещена в большой киот и поставлена в подобающее место. Более трех дней прожил святитель Иоасаф в Изюме, и ежедневно утром и вечером приходил он в Вознесенскую церковь и молился перед образом Божией Матери». 

В 1792 году Вознесенская церковь была перенесена из Замостья в более высокую местность на Пески, куда и была отправлена икона, привлекавшая все более и более почитание и благоговение прихожан и окрестных жителей. В дальнейшем и XIX, и XX века были ознаменованы помощью и многими чудесными исцелениями, совершающимися у чудотворного образа Песчанской Божией Матери.

Вот уже более двухсот пятидесяти лет к иконе с болезнями, с горем, со слезами и отчаянием приходят люди. И как в былые времена она помогала выстоять в сражениях, так и сегодня помогает людям справиться с бедой.

Стараниями приснопамятного митрофорного протоиерея Иосифа Романчака с 1983 по 2008 году Свято-Вознесенский храм был полностью обновлен. С 2000 года храм получил кафедру викарного архиерея, став кафедральным собором. 

В 2005 году были позолочены купола, в 2006 — 2007 годах — был расписан весь храм, заменены иконостасы, а также киоты во всем храме. Благодаря стараниям отца Иосифа при храме открыта гостиница для паломников, обустроен источник.

4 ноября 2007г., накануне большого праздника для всех православных христиан Казанской иконы Божьей Матери, на колокольне Свято-Вознесенского кафедрального собора состоялась установка нового колокола.

Колокол был изготовлен по инициативе отца Иосифа, настоятеля храма на Донецком металлургическом комбинате. Вес нового колокола 3,7 тонны, благодаря специальной технологии, колокол имеет особенное звучание. Перевозку и монтаж колокола осуществили специалисты Изюмского казенного приборостроительного завода.

8 мая 2012 г. путем выделения из состава Харьковской епархии была образована Изюмская епархия. Свято-Вознесенский собор стал главным кафедральным собором правящего архиерея — архиепископа Елисея (Иванова), который является в настоящее время его настоятелем.

Переглянуто: (4152)

Перейти к верхней панели