Преображение Господне

Размещено Авг 19, 2019 в Новости епархии

Эта запись также доступна на: Украинский


19 августа 2019 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Изюмский и Купянский Елисей совершил Божественную литургию в Вознесенском  кафедральном соборе г. Изюма.

У дверей собора прихожане тепло приветствовали правящего архиерея хлебом-солью и букетами цветов.

Богослужение началось с торжественной встречи митрополита и облачения его на кафедре в центре храма.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.

После заамвонной молитвы митрополит Елисей совершил чин освящения плодов.

По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Елисей обратился к молящимся со святительским словом: «После того как в окрестностях города Кесарии Филипповой Господь открыл ученикам тайну Своей крестной смерти и Воскресения, призвав их, а через них и всех верующих людей следовать за Ним, неся свой крест, Он вновь отправился в Галилею. Недаром Христос сказал за шесть дней до Преображения: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». По толкованию святителя Григория Паламы, Преображение и было явлением Божиего Царства — того самого Царства, которому Христос по Божеству Своему принадлежал. И свет, который воссиял на Фаворе, был не физический свет, не отражение солнца — это был Божественный свет; причем апостолы видели его не своими физическими глазами, потому что они прозревали нечто большее, чем только свет. По свидетельству святого евангелиста Луки, целью восшествия Христа на Фаворскую гору была молитва: «Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться». Само Преображение как чрезвычайный факт явилось следствием и результатом молитвы. Во время молитвы «вид лица Его изменился, и одежда его сделалась белою, блистающею». Во время Преображения явились два пророка — Моисей и Илия. Откуда апостолы узнали, что рядом со Спасителем именно Моисей и Илия? Ведь не существовало никаких портретов, никаких описаний их внешности. Однако апостол Петр безошибочно определяет, что это они. Апостолы видят нечто иное, нежели обычную человеческую реальность — они видят иной мир и видят его глазами духовными, которые во мгновение открылись. Как разъясняет святитель Иоанн Златоуст, Моисей и Илия явились потому, что одни из народа почитали Господа Иисуса Христа за Илию или за единого из пророков: потому «и являются главные пророки, чтобы видно было различие рабов от Господа». Моисей явился, дабы показать, что Иисус не был нарушителем его закона, каким старались представить Его книжники и фарисеи. Ни Моисей, через которого был дан закон Божий, ни Илия, этот великий ревнитель славы Божией, не предстали бы и не повиновались бы Тому, Кто не был бы на самом деле Сыном Божиим. Явление Моисея, уже умершего, и Илии, не видевшего смерти, но взятого живым на небо, означало владычество Господа Иисуса Христа над жизнью и смертью, над небом и землею.

Почему Иисус Христос взял именно этих трех учеников? На это преподобный Иоанн Дамаскин отвечает: «Господь взял Петра для того, чтобы показать, что свидетельство его (Петра), неложно им данное, подтверждается свидетельством Отца, и чтобы уверить его в Своих словах, что Отец Небесный открыл ему это свидетельство». Он взял Иакова, поскольку ему прежде всех предстояло умереть за Христа, испить чашу Его и креститься Его крещением. Наконец, взял Он Иоанна, как девственника и чистейший орган богословия, чтобы он, увидев вечную славу Сына Божия, возгласил: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

В кондаке на праздник Преображения мы находим утверждение того, что ученики, «егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное». То есть Преображение Господне совершилось для того, чтобы ученики, когда увидят Христа страдающим на Кресте, не соблазнялись, а понимали, что Его страдание добровольно.

Как же уберечь в себе Божественный свет? Как сохранить его и не погасить? – Для этого дается человеку благодать молитвы. Молитва – это беседа с Богом. Молитва – это средство общения с Ним. Сам Христос Спаситель неоднократно, и особенно в момент своего преображения на Фаворе, являл нам пример возвышенной молитвы, могущей творить дивные дела, приводить человека в состояние, называемое преображением.

О винограде, который мы сегодня освящаем, в молитве говорится, – «Господи, ты Сына Своего именем нарек этот виноград», но ведь и все мы этим именем наречены, потому что пророк Исайя называет виноградом народ Божий, мы вместе с ним – одно. И вот сегодня виноград освящается, как образ Преображения: виноград становится вином, преображаясь в совершенно иную сущность, а потом это вино удивительным образом становится Кровью. Так и нам в этом мире следует преображать себя, преображаться вместе с Богом, с Его помощью, преображаться Его светом. В праздник Преображения Господня, испросим у Преобразившегося Господа дара боговедения Моисея, ревности пророка Илии, веры апостола Петра, любви апостола Иоанна, терпения апостола Иакова, сподобившихся быть свидетелями Преображения».

Примечание

В этот день совершается освящение плодов.

Обычай освящать плоды – древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (сравн. 28-е правило VI Вселен. Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 19 августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых  –  колосья и виноград  –  приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается, и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В нашей Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой  –  «На освящение начаток овощей» (и плодов).

Пресс-служба Изюмской епархии

Переглянуто: (169)

Перейти к верхней панели