Неделя 7-я по Пасхе

Размещено Июн 10, 2019 в Новости епархии

Эта запись также доступна на: Украинский


9 июня 2019 года, в 7-ю неделю по Пасхе, в день памяти святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора, попразднство Вознесения, митрополит Изюмский и Купянский Елисей совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе г. Изюма.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство кафедрального собора.

По окончании Литургии был совершён акафист перед Песчанским образом Божией Матери с водоосвящением.

В своём архипастырском слове митрополит Елисей сказал: «Сегодня, в воскресенье перед праздником Троицы, – память святых отцов Первого Вселенского Собора. Перед праздником Троицы мы прославляем тех, кто обличил арианскую ересь и научил нас православно исповедовать Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. В Евангелии Господь говорит: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Из этих слов видно, что, с одной стороны, силы ада не одолеют Церкви, но, с другой стороны, они будут воевать против нее, вести непрерывную брань. И если мы посмотрим на историю Церкви Христовой, мы увидим, что так оно и было: от самой колыбели Церкви и до нашего времени диавол ведет против нее непрекращающуюся войну.

Родоначальником и распространителем этой ереси явился Арий. Арий был священником одного из храмов столицы Египта Александрии. Красноречивый, богословски образованный, он проводил строгую жизнь и пользовался в Церкви большим авторитетом. Суть ереси Ария сводилась к следующему: он учил, что Сын Божий – Превечное Слово Божие, – ставший человеком Иисусом Христом, не был истинным Богом, равным Отцу, как это исповедует Православная Церковь, но был высшим творением Бога Отца. Арий учил, что Отец, перед тем как сотворить вселенную, сотворил Свое слово, Своего сына, сотворил для того, чтобы он был посредником между Богом и создаваемым миром. Следовательно, Сын Божий, по учению Ария, – это хотя и высшее, но все-таки творение, ничем принципиально не отличающееся от других Ангелов и Архангелов. Для языческого состояния души это учение оказалось очень приемлемым, потому что оно было основано на всем понятной платоновской философии, которая принимала, что Бог достаточно трансцендентен, непознаваем, что человек и Бог найти друг друга не могут. Это очень удобно, потому что тогда все позиции христианства сводятся только к морали, только к правилам хорошего тона, если так можно сказать, к тому, чтобы хорошему порядочному человеку никого не убивать, не обижать, не воровать. Если Бог человеку не доступен, если человек Богу приобщиться не может, то все отношение Бога и человека опять становиться основанными на законе и заповедях. Что язычеству доступно? Ты – мне, я – тебе. Есть некий кодекс отношений: я тебе жертву приношу, ты мне помогаешь за это. Я веду себя как положено, а ты мне за это даешь определенные свои дары. Это все понятно, поэтому учение Ария стало очень популярно, за ним пошло много людей, он переложил свое учение в стихотворную форму, даже песни писал для моряков, которые распевались в городах, как богословские частушки.

Это лжеучение Ария в корне подрывало сущность христианства. Почему? Потому что если Иисус был только человек, пусть и великий, не обыкновенный, а не Бог, значит, искупительная жертва не могла совершиться. Во-первых, невозможно было, чтобы человек, пусть даже и безгрешный, воспринял на себя грехи всего человечества; во-вторых, кровь человека, хотя и праведного, не может искупить грехов всех людей от сотворения и до кончины мира. Это должна была быть кровь Божия, жертва должна была быть неизмеримо выше того, ради чего она приносилась. Но поскольку Бог Сам Себя принести в жертву, конечно же, не мог, ибо Бог есть существо совершенно бесстрастное и неизмеримо превосходящее все сотворенное Им, то был применен, если можно так выразиться, следующий способ: Бог облекся в человеческое естество. Страдал Он как человек, но поскольку Его человечество было соединено с Божеством, со вторым Лицом Пресвятой Троицы, то каждое Его страдание, каждая капля Его крови приобретала безграничную цену, ибо это была кровь Божия. Умирал на Кресте Бог, но умирал не как Бог, а как человек. И этими Своими человеческими страданиями, освященными действием Божества, Он искупал весь человеческий род. Поэтому если мы будем отрицать, что Иисус есть Сын Божий, значит, будем отрицать и действенность крестной жертвы.

Будем стараться, чтобы наша вера была таковой, какую передали нам отцы Вселенских Соборов, чтобы мы знали, что мы не рассуждаем о вере, не разговариваем о Боге, а мы с вами живем верой, и Бог воистину с нами, и наша вера живая, и Господь наш Иисус Христос пребывает с нами во вся дни до скончания века».

Пресс-служба Изюмской епархии

Переглянуто: (92)

Перейти к верхней панели