Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах

Размещено Окт 11, 2018 в Новости епархии

Эта запись также доступна на: Украинский


11 октября 2018 года, в праздник собора преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах, митрополит Изюмский и Купянский Елисей совершил Божественную литургию в мужском монастыре в честь иконы Божия Матери «Песчанская» в г. Изюме.

Его Высокопреосвященству сослужила братия монастыря в священном сане.

За Литургией митрополит Елисей совершил две хиротонии. В сан пресвитера был рукоположен насельник обители иеродиакон Иоасаф (Босов). В диаконы был рукоположен Александр Хибин.

По окончании Литургии Высокопреосвященнейший Елисей  произнес проповедь: «Из всех подвижников Киево-Печерской лавры выделяются два ее основателя – преподобные Антоний и Феодосий. Сегодня мы празднуем память святых отец в ближних пещерах почивающих. Из скудных сведений, дошедших до нас о святом Антонии, встает перед нами образ мощного и сурового подвижника. Рожденный в Любече, в Черниговской области, он два раза ходил на Афон. Вернулся он на родную Русь монахом и носителем благословения святой Горы Афонской и стал жить в совершенном одиночестве, в пещере на Киевских горах. Трудился, молился, высвобождал свою душу от греха.

Святой Антоний проявил свойства, позже так ярко выразившиеся в старчестве: дар воспитать человека не так как ты его видишь, а согласно его собственным свойствам и дарованиям. Так авва Антоний поступал с каждым пришедшим в монастырь при своем игуменстве, он всматривался в пришедшего брата и помогал раскрыть ему свои добрые качества, к которым он был склонен. И тогда в человеке возрастала та, или иная добродетель, которая подавляла греховные наклонности. Инок становился подлинным христианином, а значит счастливым, понимая цель жизни, и помогал другим к этой цели дойти. Какая же цель нашей жизни? Всё человечество испокон веков ищет себе различные удовольствия, комфорта и радости в этой жизни, и понимает, что этот поиск заложен на глубоком генетическом уровне и приходит к нам от наших праотцев Адама и Евы – желание возвратить утраченный некогда рай. Но сбились наши ориентиры, не знаем мы, где рай искать. Пытаемся найти в сладкой пище, в глубоком нежном сне, в бурном веселии, в красивой одежде, в человеческой славе. И понимаем каждый раз, что после того, как оседает пена этих страстных переживаний, остается горькое послевкусие – послевкусие греха. И вместе с ним тоска и чувство внутреннего неустройства, разрушения внутреннего мира. И человек пытается снова себя каким-то образом утешить и бросается из крайности в крайность. И вот всю жизнь бегаем, чего-то ищем, сами себя обманываем, вместе с этим обманываем других, и, что самое страшное, пытаемся обмануть и Бога. Но Господь нам говорит совершенно строго и однозначно, что это блаженное состояние внутреннего человека, оно не во внешних формах живет, и не сможем мы его достичь никакими материальными средствами. Начало блаженства – в духовной нищете. И мы с вами слышим эти заповеди блаженства каждый день на Божественной литургии: «блаженны нищие духом». Слышим, но задумываемся ли мы о смысле этих слов? Что значит духовная нищета? Ведь мы так хотим обогатиться, мы так хотим считать себя чем-то значимым в мире этом, и перед людьми, и перед Богом – делаем, трудимся, стараемся.  Как говорил Амвросий Оптинский: «Человек что жук майский. Когда солнышко и тепло, он летает и жужжит: «всё моё – леса мои, поля мои, деревья мои – я над всем довлею». Но чуть подует ветерок, он вцепится в листочек дерева и жужжит: «Не спихни, пощади»». Вот и мы так же – что-то думаем о себе, шумим, представляем, но скорби расставляют точки над «и» и показывают нам, что в действительности-то мы никто и ничто. И вся наша сила единственно в Боге.

Мы вспоминаем сегодня память преподобного Антония и вех отцов в ближних пещерах почивающих.  Мы с особой любовью и трепетом к ним прибегаем. Но прося у них молитв, помощи и заступления, восхищаясь их подвигом и жизнью – задумаемся, если они являются нашими отцами по началу, положенному апостолами, являемся ли мы их детьми по восприемству? Пожалуй, исторически – «да». Но духовно, именно по действию благодати, наверное, не всегда мы можем сказать с уверенностью, что мы дети наших великих отцов. Потому, что тот залог благодати, который они нам дали, мы, к сожалению, уж не говорю приумножили – не сохранили.

Древние отцы говорили: «Если ты увидишь настоящего христианина в своей жизни хотя бы один раз, ты его никогда не забудешь». Являемся ли мы такими христианами? Это зависит от того, насколько мы привлекаем к себе Божественную благодать. А Божественная благодать привлекается только к смиренным сердцем. Подражая святым подвижникам, будем и мы противостоять искушениям, всегда помня о том, что цель нашей жизни не здесь, на земле, но в блаженных Небесных обителях».

По окончании проповеди митрополит Елисей поблагодарил братию монастыря и прихожан за совместную молитву и преподнес в дар обители икону преподобного Паисия Святогорца.

Пресс-служба Изюмской епархии

Переглянуто: (296)

Перейти к верхней панели