Высокопреосвященнейший Елисей посетил святые места Греции и горы Афон

Размещено Авг 14, 2017 в Новости епархии

Эта запись также доступна на: Украинский


С 7 по 10 августа 201 года митрополит Изюмский и Купянский Елисей совершил паломническую поездку по святым местам Греции и святой горы Афон.

Высокопреосвященнейшего Елисея сопровождал епископ Бердянский и Приморский Ефрем.

7 августа делегация посетила Пелопоннес, где находится монастырь Мега Спилеон (в переводе – Великая Пещера).

Сюда стремятся паломники, чтобы поклониться чудотворному образу Матери Божией, созданному, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой и названному «Праворучница». Название это объясняется тем, что на образе Божия Матерь держит Богомладенца на правой руке, в то время как в округе были более распространены образы, где Младенец восседает на левой руке Богородицы.

Потом архипастыри посетили храм святого Димитрия Солунского. 

Пятинефная христианская базилика, построенная в греческом городе Салоники на месте римских терм, там, где, согласно преданию, погиб великомученик Димитрий Солунский. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь – базилика святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412-413 годах, иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI-XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает, что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.

8 августа делегация прибыла на святую гору Афон, где из первых монастырей посетила монастырь Дохиар.

Паломники помолились у чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница», которая является одной из древнейших икон Богородицы. Первообраз иконы находится в этой обители. История этой иконы насчитывает уже более тысячи лет. По преданию она написана в X веке по благословению основателя афонского Дохиарского монастыря преподобного Неофита. Как предполагают, икона является списком с чтимого образа Божией Матери, находившегося в городе Александрия. Свое имя, известное ныне всему православному миру, икона получила позже – в XVII веке, когда от нее произошло чудо, о котором повествуется в монастырском сказании.

Следующим местом посещения был скит Андрея Первозванного, который относится к монастырю Ватопед и находится на территории этого монастыря.

Скит возник из уединенной кельи во имя преподобного Антония Великого, устроенной в XVII веке на землях Ватопедского монастыря. Основателем его был Святейший Патриарх Вселенский Афанасий Патегарий, прибывший на Афон на покой. Сто лет спустя место скита приобрел другой вселенский патриарх Серафим, построивший для себя там келью в три этажа и с двумя церквями: Покрова Пресвятой Богородицы и Андрея Первозванного. В храме около иконостаса находится рака с мощами 70 святых, среди которых глава апостола Андрея. Также в обители хранится чудотворная икона Божьей Матери «В Скорбях и Печалях Утешение».

Паломническая группа также посетила скит Илии Пророка

Он был создан в 1757 году выдающимся славянским просветителем Паисием Величковским (1722-1794 гг.), знаменитым переводчиком святоотеческих писаний с греческого языка на русский. В скиту находятся чудотворные иконы. Это икона Богородицы «Тихвинская» – список с известной иконы Тихвинской Богоматери, которая находится в левом киоте Соборного храма. Согласно преданию, 17 февраля 1876 года икона начала источать слезы. Русский царь Александр II, которому стало известно о чудодейственных свойствах иконы, взял ее на фронт Русско-турецкой войны. И вторая икона Богородицы «Млекопитательница» – список с известной иконы, привезенной из монастыря Саввы Освященного святителем Саввой Сербским. Икона находится в храме Великомученика Димитрия. В скиту находятся такие святыни, как часть Животворящего Креста Господня; левая стопа апостола Андрея Первозванного; ризы Спасителя и Божьей Матери; частицы мощей Крестителя Господня Иоанна; апостолов Матфея; Иакова Алфеева; Иакова брата Иоанна Богослова; первомученика Стефана; священномучеников Игнатия Богоносца; Григория, епископа Великой Армении и другие святыни.

Последним местом паломничества по обителям святой горы Афон перед памятью святого великомученика Пантелеимона был монастырь  Иверской иконы Божьей Матери.

Иверский монастырь был основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов. Они были учениками преподобного Афанасия Афонского и основали обитель по его благословению. Ивирон был построен на месте, где ранее располагалась «Лавра Климента». Именно в этой обители сразу после кончины преподобного Петра Афонского были выставлены для поклонения его святые мощи. Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно сюда чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери. В Ивироне собрано, пожалуй, наибольшее количество мощей угодников Божиих и других святынь. Упомянем части хламиды, трости и губы, которыми был поруган Господь Иисус Христос; часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, праведного Лазаря Четверодневного, святых апостолов Петра, Луки и Варфоломея, первомученика архидиакона Стефана, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Меркурия и Димитрия Солунского и других святых мощей.

9 августа, по окончании торжеств в Свято-Пантелеимоновском монастыре, паломническая группа, которую возглавлял митрополит Елисей, посетила Ставроникитинский монастырь.

Ставроникитский монастырь, расположенный на северо-восточной стороне Афонского полуострова, между монастырями Пантократор и Иверский, занимает пятнадцатое место в иерархии двадцати главенствующих монастырей Афона. Основание его датируется началом XI века, при этом разные предания не сходятся в определении личности основателя обители.

Монастырь имеет семь часовен, пять из которых расположены на территории монастыря и две за его пределами. В часовне святого Иоанна Предтечи (Продрома), находящейся на территории обители, недалеко от трапезной, имеются фрески 1546 года, которые тоже относятся к работам Феофана Критского. Соборный храм монастыря находится в маленьком дворике. Расписан он в 1546 году известным критским иконописцем Феофаном и его сыном в традициях критской школы. В правой капители есть древняя мозаичная икона Святого Николая. Совершенно случайно она попала в сети рыбаков, вышедших в море. Согласно преданию у Святого на лбу была устрица. Ее позднее удалили, но икона с тех пор стала носить имя Святого Николая Устричного.

В библиотеке монастыря хранится 58 пергаментных кодексов (ХI-ХIХ век), 2 шелковых, 109 написанных на бумаге (ХIV- ХIХ век), 3 пергаментных свитка и достаточное количество печатных изданий.

Среди сохранившихся настенных росписей трапезной и знаменитая «Тайная Вечеря». В числе святынь монастыря часть нижней челюсти Великого Предтечи, мирон Святого Николая Чудотворца, собрание разных частей мощей несчастных мучеников (во времена Диоклитиана), часть левой руки Святой Феопромиторы Анны, часть от лика Святого мученика Фомы, часть мощей Святой Макрины, сестры Василия Великого, часть одной руки первомученика Святого Стефана и др.

Заключительным местом паломничества по горе Афон стал Вотопедский монастырь.

Согласно преданию, он был построен Константином Великим. Позднее монастырь был разрушен. Восстановил его Феодосий Великий, в благодарность Богородице за спасение своего сына от неминуемой гибели в бурлящем потоке. Соборный храм монастыря посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. К самым знаменитым святыням  монастыря Ватопед относятся святой пояс Богородицы, подаренный монастырю сербским вождем Лазарем I. Среди чудодейственных икон монастыря икона Феомиторы «Пироволитисис» («Расстрелянной»).

Другая чудотворная икона – Богородицы «Парамитиас» («Сказочной»). Рассказывают, что во время одного из нападений пиратов на монастырь икона ожила и заговорила с монахами, советуя им не открывать ворота монастыря, а подняться на его стены и оттуда попытаться отогнать пиратов. Икона Богородицы «Антифонитриа» («Отвечающей») названа так потому, что когда, согласно преданию, Планидиа, дочь Феодосия Великого, во время одного из своих приездов на Афон, захотела войти в неф храма, раздался голос иконы, который вопросил ее: «Что ты хочешь здесь? Здесь живут только монахи. Почему ты хочешь дать повод врагам нашим сказать, что здесь ступала женская нога? Остановись! Не ступай дальше!» Говорят, что после этого случая и был введен запрет для всех женщин ступать на землю Святого Афона.

Икона Богоматери «Эсфагменис» («Заколотой») названа так, по преданию, из-за раны, которую нанес ей один из монахов. Потеряв управление над собой, он вонзил кухонный нож в щеку иконы, которая стала кровоточить. Позже монах образумился и после его смерти Богородица простила его. Икона находится в юго-восточном углу внутреннего нефа часовни Святого Димитрия Мировлита. След раны и сочащейся крови на ее щеке виден и по сегодняшний день.

И последняя – икона Богоматери «Ктиториссы» или «Виматариссы» в Соборном храме монастыря. Предание говорит, что во время одного из набегов арабов, пономарь храма хотел спасти икону и спрятал ее в колодец, под Святым Алтарем. Когда через много лет монахи открыли колодец, они увидели чудо – икона стояла в воде вертикально, а лампада перед ней продолжала гореть.

В библиотеке монастыря хранится 1700 рукописей, 600 Кодексов на пергаменте, 25 пергаментных свитков и 10 000 печатных изданий. Среди рукописей и знаменитая «География» известного греческого астронома и географа Клавдия Птолемея (11 век), написанная на пергаменте. Ее длина 0,37 см, а ширина – 0,25 см. Состоит она из 66 страниц с текстом и 42 страниц с цветными картами.

10 августа паломническая группа посетила монастырь Иоанна Богослова и приложилась к мощам Паисия Святогорца.

Недалеко от города Салоники расположено местечко Суроти, рядом с которым на живописном холме стоит женский монастырь святого Иоанна Богослова и святого Арсения Каппадокийского, где в церкви святого Арсения хранятся его мощи.

Кроме этого, на территории монастыря, за алтарём монастырского храма Преподобного Арсения Каппадокийского, находится и могила Арсениоса Езнепидиса – старца Паисия Святогорца, который являлся духовным наставником его обитательниц.

Место погребения Старца Паисия стало святыней для всего православного мира.

Заключительным посещением паломничества стал остров Корф, где покоятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского.

Церковь, где хранятся мощи святителя, находится в историческом центре столицы Корфу – Керкире. Мощи святого покоятся в серебряной раке в маленьком приделе справа от алтаря. Над ракой на цепочках висит множество серебряных и золотых даров и лампадок – это благодарности от тех, кому помог святитель. Люди идут к мощам непрерывно. Двери его церкви всегда открыты – в отличие от других храмов на Корфу, которые открываются только перед началом богослужения.

Пресс-служба Изюмской епархии

Переглянуто: (371)

Перейти к верхней панели